Описание Основной образовательной программы среднего образования

 
Основная образовательная программа Среднего общего образования на осное ФОП
 

ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФГОС обновленный)

Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Средняя общщеобразовательная школа №17» является основным документом, определяющим содержание среднего общего образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17», а также регламентирующим образовательную деятельность школы в единстве урочной и внеурочной деятельности.

В 2023-2024 учебном году ООП СОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» на основе ФОП СОО реализуется в 10 классе.

Содержание Программы представлено учебно-методической документацией, определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня среднего общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.

МБОУ СОШ №17  разрабатывает основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. При этом содержание и планируемые результаты разработанной школой ООП СОО  не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП СОО.

При разработке ООП СОО школой предусмотрено непосредственное применение при реализации обязательной части ООП СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

ООП СОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП СОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел ООП СОО включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися ФОП СОО;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО.

Содержательный раздел ООП СОО включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

  • рабочие программы учебных предметов курсов (в т. ч. внеурочной деятельности), модулей;
  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
  • рабочую программу воспитания.
  • программу коррекционной работы.

Рабочие программы учебных предметов, составленные на основе федеральных, обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП СОО и разработаны на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения программы среднего общего образования.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит:

  • цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средства совершенствования их универсальных учебных действий;
  • описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности.

Рабочая программа воспитания, составленная на основе федеральной, направлена на развитие личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы среднего общего образования.

Программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.

Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям – нравственным ориентирам, являющимся основой мировоззрения граждан России, передаваемым от поколения к поколению, лежащим в основе общероссийской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

Программа коррекционной работы направлена на осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с трудностями в обучении и социализации в освоении программы основного общего образования, их социальную адаптацию и личностное самоопределение.

Организационный раздел ООП СОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы среднего общего образования и включает:

  • Учебный план МБОУ СОШ №17;
  • Календарный учебный график МБОУ СОШ №17;;
  • План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №17;»;
  • Календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения;
  • Характеристику условий реализации ООП ООО.

ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФГОС 2 поколения)

Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» является нормативно-управленческим документом, определяющим основные характеристики образовательного процесса (цель, задачи, объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения среднего общего образования в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя школа №17»

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО, утвержденными приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями, в том числе — от 11.12.2020г., 12.08.2022г.), а также отредактирована в соответствии с Федеральной основной образовательной программой среднего общего образования.

Составленная на основе документов, определяющих образовательную политику всех уровней, и ориентированная на возможности образовательной среды, социокультурные особенности микрорайона школы, характеристики её кадрового состава и материально-технического обеспечения, настоящая  образовательная программа представляет собой компонент, формирующий содержательную и организационную основу образовательной политики самого учреждения.  Подготовленная и принятая коллегиально она отражает согласованную позицию относительно приоритетных задач образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и является одним из базовых инструментов управления качеством образования в условиях полноценного диалога всех участников образовательного процесса.

Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:

  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;
  • достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
  • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
  • обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);
  • обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
  • развитие государственно-общественного управления в образовании;
  • формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.

Основная образовательная программа среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО, Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной программы среднего общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования на базовом или углубленном уровнях основной образовательной программы среднего общего образования